Steam
Steam |
|
Стандартный интерфейс Steam.
|
Тип |
Система цифровой доставки контента / DRM |
Разработчик |
Valve |
ОС |
Windows 2000/XP/Vista/7 |
Версия |
54/984 (13 октября 2009) |
Лицензия |
Проприетарная (Freeware) |
Сайт |
steampowered.com |
|
|
Steam — сервис цифровой дистрибуции компании Valve,
известного разработчика компьютерных игр. Steam выполняет функции
службы активации, загрузки через интернет, автоматических обновлений и
новостей для игр как самой Valve, так и сторонних разработчиков по
соглашению с Valve.
Через Steam продаются все игры, выпущенные Valve, а также игры сторонних разработчиков и издателей, таких как Activision, Eidos Interactive, EA Games, Epic Games, GSC Game World, id Software, Majesco, SEGA, THQ, 2K Games, Atari, Rockstar Games, UbiSoft, NCSoft.
К 2009 году через Steam распространяется более 700 игр и паков[1], а количество активных пользователей превысило 15 миллионов.[2]
Полный список издателей и разработчиков, сотрудничающих со Steam, расположен в открытом доступе на сайте Steam.[3]
Через Steam распространяются только игры, трейлеры и модификации к
ним, однако Valve несколько раз заявляли, что в дальнейшем планируют
расширить специализацию сервиса, начав распространение через него
музыки и фильмов.[4][5] Тем не менее, к указанным срокам никаких изменений не последовало.
История создания
Сервис пришел на смену более ранней системе WON,
которая была более узкоспециализированным сервисом и не являлась
системой распространения данных по интернету (цифровой дистрибуции).
История Steam началась в 1999 году с успехом Team Fortress Classic и Counter-Strike. Ещё до выхода финальных версий эти игры стали одними из самых популярных многопользовательских игр. В то время популярность игр достигала максимум 2-3 тысяч активных игроков. Число игроков TFC и CS спустя пару лет возросло в несколько раз. В результате, Valve
приступила к пересмотру традиционных методов организации онлайн-игр.
Необходимо было решить проблемы и в свете дальнейшего наплыва игроков.
В основном, это касалось автоматического обновления, совершенствования анти-чит системы.
Когда разработчики работали над этой системой, к ним пришла идея
использовать эту платформу для продажи игр. Реализация данной идеи
представилась слишком дорогой, поэтому в Valve искали сотрудничества с
различными компаниями, такими как Amazon, Yahoo и Cisco, предлагая данный подход, но все отделывались обещаниями.[7] Поскольку система была так необходима Valve, компания решила, что будет сама осуществлять эту идею.
Интерфейс Steam первой версии
Steam впервые был представлен на Game Developers Conference 22 марта 2002 года. [8][9]
Версия Steam 1.0 стала доступна во время бета-тестирования Counter-Strike 1.4. Установка Steam была обязательна для бета-тестеров CS 1.4, но являлась лишь дополнительным компонентом для финальной версии.
В Steam 2.0 был изменён пользовательский интерфейс и интегрирована система мгновенного обмена сообщениями с друзьями.
В конце 2003 года
Valve объявила о своих планах закрытия WON и обязательной установки
Steam для онлайн-игр Valve. Это вызвало гнев многих игроков, которые
затем создали WON2 в качестве замены.
26 июля 2004 года World Opponent Network была закрыта и заменена на Steam.[12]
В сентябре 2004 года стало известно о суде Vivendi Games с Valve. Компания утверждала, что распространение Half-Life 2 через Steam нарушило издательский контракт.[13] Vivendi проиграла дело, и ей было запрещено продолжать лицензирование игр Valve для Интернет-кафе. Позже контракт между этими двумя компаниями был расторгнут, и Valve выбрали Electronic Arts в качестве нового розничного издателя.
В ноябре 2004 года Valve выпустила Half-Life 2 — первую однопользовательскую игру, требующую Steam клиент в обязательном порядке.
Под конец 2005 года в Steam впервые появились игры сторонних разработчиков: Rag Doll Kung Fu (12 октября) и Darwinia(14 декабря).
В августе 2006 года начался переход к Steam 3.0.
В начале был изменён дизайн официального сайта, а затем, в декабре, и
внешний вид программы. Следующий шаг последовал в августе 2007 года — первая бета-версия Steam Community, релиз которой состоялся в сентябре.
В начале 2008 года Valve сделали платформу Steam более открытой, выпустив Steamworks.
Этот пакет предоставляет разработчикам и издателям функциональность
Steam (или его частей) бесплатно. Это касается, прежде всего,
статистики и DRM
функций. Причина этого шага — укрепить рынок компьютерных игр и более
широкого распространить Steam. Первая игра, использующая эти
возможности, появилась в середине февраля. Это была музыкальная аркада Audiosurf. Она распространяется через Steam и использует Steamworks для интеграции со Steam Community и системой достижений.
4 октября 2008 года через Steam стали доступны первые пять модификаций для Source-игр. (раннее все модификации необходимо было скачивать и устанавливать
вручную). А в начале февраля 2009 к ним прибавилось еще 2 мода.
16 марта 2009 года в SteamWorks была реализована новая функция для разработчиков игр под названием Downloadable Content (DLC). [19]
Это позволяет разработчикам публиковать дополнительный внутриигровой
контент по небольшим ценам (около 2—5$), что, по сути, является
аналогом микротранзакций.Первыми играми с поддержкой DLC стали The Maw и Far Cry 2
Название
Steam (русск. пар) — своеобразная игра слов, используемая компанией-разработчиком. Название фирмы Valve переводится с английского языка как клапан, кроме этого, «трубопроводная» тематика встречается и в названиях прочих разработок компании: Steamworks (русск. паровые работы), Steam Cloud (русск. облако пара) и Source (русск. источник).
Влияние на игровую индустрию
Появление Steam сильно повлияло на разработки инди-игр, разработчики которых зачастую не могли найти себе издателя.
Распространение нестандартных игр на дисках с точки зрения издателей —
рискованный шаг, ведь заранее неизвестно, как отнесутся к игре
покупатели.
Метод цифровой дистрибуции, позволяющий отказаться от затрат на печать дисков, документации и коробок, а также от издержек на продажу через ретейлинговые сети, позволяет издавать такие игры с меньшим финансовым риском.
После того, как Valve начала распространять через Steam игры Darwinia и Red Orchestra,
их разработчики получили сразу несколько предложений от розничных
издателей, так как эти игры продемонстрировали свою востребованность.
Также распространение Steam повлияло и на цифровую дистрибуцию в целом. Сразу после выхода Half-Life 2
(требующей обязательной установки Steam), этот сервис привлёк внимание
множества игроков. Steam стал первым удачным проектом в этой области
(Около 25 % копий Half-Life 2 было продано через Steam[23]). Вскоре после этого о создании своих подобных сервисов заявили несколько крупных компаний, таких как Sega [24], EA Games [25] и 3D Realms [26]. Более мелкие компании, такие как Stream Theory и Virgin Games, также анонсировали свои проекты. [27]
Однако некоторые компании, в конечном итоге, не довели собственные
проекты до завершения. Sega стала продавать свои игры в Steam, а сервис
Triton компании Game xStream, распространявший игры 3D Realms, был
закрыт.[28] (игры 3D Realms также перешли в Steam). Electronic Arts тоже стали распространять некоторые свои игры через Steam, несмотря на свой сервис EA Store (помимо цифровой дистрибуции этот сервис предназначен и для онлайн продаж игр на физических носителях).[29]
Возможности
- Steam выступает в роли технического средства защиты авторских прав (DRM) (причём даже если используется коробочная версия игры, нет необходимости все время вставлять в привод диск с игрой)
- Поскольку Steam позволяет загружать игры непосредственно с серверов Valve, он устраняет необходимость в издателе — промежуточном звене между разработчиком и потребителем.
- Разработчик получает возможность более оперативно реагировать на
потребности игрового сообщества (например, путём выпуска бесплатных
дополнений наподобие Half-Life 2: Lost Coast) и осуществлять полный контроль над распространением самих игр, так как даже коробочные версии Steam-игр требуют обязательной активации через Интернет.
- Возможность купить игру на чужой аккаунт в качестве подарка (Gift).
Либо подарить кому-либо «лишнюю игру», купленную повторно в составе
сборника. Например, владельцы Half-Life 2 и/или Half-Life 2: Episode One, могли подарить эти игры другим людям, если приобрели сборник The Orange Box.
Для этого нужно указать e-mail получателя, или выбрать его аккаунт в
списке соответствующего диалога (при этом аккаунт получателя должен
быть добавлен в список друзей — Steam Friends). Подарки стали
самой распространённой формой покупки Steam-игр через третьих лиц среди
пользователей, не имеющих возможности купить игру напрямую из-за
отсутствия кредитной карты. После перевода денег от покупателя к
продавцу через электронную платёжную систему, продавец покупает игру
как подарок через кредитную карту и отправляет покупателю по
электронной почте или через Steam. Цены у продавцов, покупающих игры
легально со своей кредитной карты, как правило несколько выше цен игр в
Steam. У продавцов, занимающихся кардингом,
цены могут быть в несколько раз ниже (обычно $5-$10 за игру), однако
при этом появляется риск отзыва подарка и блокировки Steam-аккаунта в
случае, если владелец кредитной карты обнаружит снятие средств и
выполнит отказ от платежа.
- Также Steam позволяет владельцам интернет-клубов заключить договор на использование системы CyberCafe, позволяющей пользоваться значительной частью Steam-игр[30] за определённую ежемесячную абонентскую плату.
- Многоязычность
Steam в настоящее время доступен на следующих языках: английский, голландский, датский, итальянский, испанский, корейский, немецкий, норвежский, польский, португальский, русский, тайский, традиционный китайский, упрощённый китайский, финский, французский, шведский и японский.
В Steam реализована региональная защита
ввиду того, что в разных регионах коробочные издания Steam-игр имеют
разную стоимость. То есть игры, купленные в России (в коробочном
варианте), не будут работать за пределами СНГ (Такая защита была осуществлена к выходу Half-Life 2: Episode One в 2006 году). В то же время, данный подход позволяет издателям сделать доступной любую официальную озвучку, так как издатели могут не опасаться реэкспорта
игр. Большинство игр, купленных в Steam, мультирегиональны и не имеют
ограничений, поскольку продаются по одинаковой цене во всех регионах.
- Сетевые игры
В обязанности части Steam, ответственной за игры через Интернет, входит получение списка серверов, проверка версий клиента и сервера для обеспечения их совместимости, а также предоставление серверу сведений об учётной записи Steam и блокирование аккаунтов, уличённых в нечестной игре службой Valve Anti-Cheat, доступа ко всем сетевым Steam-играм, поддерживающим технологию VAC. Также Steam блокирует доступ к Steam-серверам
пользователям, не имеющим учётной записи Steam (non-Steam версии игр)
или на учётной записи которых нет купленной игры, что является ещё
одним компонентом защиты DRM. Этот компонент не могут обходить взломанные версии Steam, поскольку это требует взлома или обхода серверов аутентификации Valve.
- Match Making
Данная функция появилась с выходом Left 4 Dead.
Суть ее заключается в том, что игроки подключаются не сразу к серверу,
а сначала к созданному одним из игроков лобби. Лидер лобби может
выбирать параметры игры (карта, уровень сложности и т. д.), «выгонять»
кого-либо из подключившихся, сделать доступ к лобби только для друзей
или по приглашениям. После того, как необходимый состав игроков набран,
лидер лобби запускает поиск сервера. Steam подбирает наиболее
подходящий пустой сервер, на котором устанавливает требуемые настройки
и подключает к нему игроков из лобби.
- Steam Cloud
Данная функция позволяет сохранять игровые данные (такие, как личные
конфигурации, настройки клавиатуры, мыши, и лого-спреи для
мультиплеерных игр) на серверах Valve.Функция полезна тем, кто использует свои Steam-игры на нескольких
компьютерах. В дальнейшем Valve планирует добавить возможность
сохранять на сервере и файлы сохранений.
- Steam Community
12 сентября 2007 года
было выпущено обновление для Steam (официально названное Steam
Community), призванное облегчить общение между пользователями сервиса.
Обновление внесло следующие изменения:
- Steam Community позволяет создавать свои персональные web-странички в системе Steam, создавать группы и вступать в них. В каждой группе есть чат, количество человек в котором отображается на странице группы.
- Статус каждого участника отображается на его страничке: В сети, Вне сети, Отошёл, Занят, В игре
(с указанием названия игры). Также на личной страничке отображается
статистика времени игры за последние 2 недели, отдельно для каждой
игры. Время проведённое за non-Steam игрой в статистике не отображается.
- Чат в Steam был значительно переработан к выходу Steam Community.
Была добавлена возможность голосового общения, а возможное количество
участников возросло до нескольких десятков (ранее было возможным
общение только один-на-один). Главным обновлением Steam-чата является
возможность использовать его в любой игре, даже если она не продаётся в
Steam: если в меню Steam разрешена соответствующая опция, определённой
комбинацией клавиш открывается полупрозрачное меню Steam Overlay — интерфейс Steam Community поверх изображения игры.
- Система достижений
В некоторых играх существуют достижения - необязательные игровые
задания, при выполнении каждого из которых в игре сохраняется
информация. При этом если Steam запущен в онлайн режиме, достижение
также сохраняется на аккаунте Steam, что позволяет восстановить
полученные ранее достижения при переустановке игры. Первыми играми,
использующими эту систему, стали игры Orange Box. Все игры из этого набора, кроме Half-life 2 и Half-Life 2: Episode 1,
предлагали игрокам произвольный набор достижений, выполнение которых не
несло абсолютно ничего, кроме информации в статистике Steam. Однако,
спустя некоторое время, выполнение достижений отобразилось на игровом
процессе сетевого командного шутера Team Fortress 2,
для которого на данный момент выпускаются обширные обновления,
расширяющие вооружение каждого игрового класса. Вместе с каждым таким
обновлением разработчики дополняют список достижений набором специально
для усовершенствованного класса. Выполнение некоторого количества из
новых достижений и открывает новое оружие, кроме того сами задания
заставляют изменить поведение в игре. На данный момент, Team Fortress 2 является единственной игрой, полноценно использующей возможности достижений. Другой сетевой шутер Valve, Day of Defeat: Source после перехода на обновлённый игровой движок также получил набор достижений, тем не менее их выполнение не влияет на игровой процесс.
Позже система была добавлена в набор для разработчиков Steamworks,
что позволило добавить достижения в любые Steam-игры. Первой игрой с
поддержкой системы, созданной не компанией Valve, стала Audiosurf.
В играх, движок которых сильно интегрирован со Steam, достижения
могут работать только при запущенном в онлайн-режиме клиенте Steam
(преимущественно это игры Valve). В большинстве сторонних игр они могут работать и без Steam, но при этом не сохраняются на Steam-аккаунте. Например в Unreal Tournament 3
достижения привязываются в первую очередь к игровому аккаунту, и только
при запущенном в онлайн-режиме клиенте Steam сохраняются также на
серверах Steam. При этом в случае удаления достижений из Steam они
сохранятся в самой игре.
Существует программа для разблокировки/блокировки достижений Steam
на игровом аккаунте - Steam Achievement Manager. С её помощью
пользователи могут добавить себе достижения без необходимости их
зарабатывания в игре "честным" путём или удалить их. Причём это
относится даже к играм, достижения для которых не выпущены и находятся
в стадии тестирования (например достижения в Half-life 2 и Half-Life 2: Episode 1). Программа получила распространение в первую очередь среди игроков Team Fortress 2, поскольку разблокировка нового оружия напрямую зависит от количества полученных достижений.
|